Уважаемые родители и дорогие мои
детки! Чтобы лето не пролетело даром, а ребенок не потерял приобретённые в учебном году навыки, предлагаю вам некоторые игры и задания.
Начнём с
дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и
длительность выдоха:
· Обдувать одуванчики несколькими
короткими, а потом одним долгим выдохом;
· Пускать мыльные пузыри через
соломинку (разводить детский шампунь)
· Надувать воздушные шарики;
· Стараться надувать надувные игрушки,
круги, мячи;
· Учиться плавать, выдыхая в воду,
нырять;
· Дуть на детские флюгера.
Развитию
мелкой моторики способствуют следующие действия:
· Самообслуживание (молнии, кнопки,
пуговицы, шнурки);
· Собирать, перебирать ягоды;
· Помогать взрослому полоть грядки;
· Выкладывать рисунки из камней
(шишек, спичек, круп);
· Играть с глиной, мокрым песком;
· Играть с мячами и мячиками (бросать,
ловить, бить в цель)
В дождливые
дни можно:
· Собирать мозаики, конструкторы,
пазлы, перебирать крупы;
· Раскрашивать раскраски цветными
карандашами;
· Складывать простые игрушки из бумаги
(оригами);
· Завинчивать гайки (игрушечные и
настоящие);
· Плести из бисера, лепить из
пластилина, пластика, теста.
Очень важно
развивать мышцы неспецифического речевого аппарата:
· Жевать мясо (а не только сосиски и
котлеты);
· Жевать сырые овощи (морковь, редис,
огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
· Лизать языком с блюдца варенье,
сметану, йогурт – для распластывания языка;
· Полоскать рот, чистить зубки и
язычок;
· Жевать боковыми зубами;
· Сосать сухарики из хлеба, лизать
эскимо.
Берегите
свои знания и умения, а также наш совместный труд!!! Для того чтобы наша с Вами
работа за лето не пропала, также предлагаю вам игры и упражнения для развития
звуковой культуры речи, которые можно выполнять дома, на прогулке, в поездке, в
походе по магазинам и т.д. Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу
совместную работу.
Автоматизация
звуков.
Следите за
поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе
проделанная
работа за год может пойти насмарку: недоавтоматизированные звуки могут
исчезнуть совсем, тогда необходимо будет работу начинать заново. Поправляйте
речь ребёнка спокойно и доброжелательно, произнося слово верно, не требуйте
быстро повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное
произношение.
Развитие
фонематических процессов.
· Придумай слова на звук А, О,У,И…М,
П. Выбери картинки (игрушки), в названии которых есть звук О ( кот, слон, дом,
ведро, ослик) и т.д.
· Повтори за мной цепочку слов (2-3
слова).
· Игра «Определи 1 звук в слове –
покажи букву».
· Игра «Цепочка» (в слове определяем
последний звук и подбираем слово с этим звуком в начале слова и т.д.).
· Игра «Летела корова, сказала слово…
(взрослый называет слово, а ребенок проговаривает его по звукам).
Развитие
слоговой структуры слова.
· Определение количества слогов в
слове.(Сколько слогов в слове ДОМ, РЕ-КА, СО-БА-КА?)
· Придумывание ребёнком слов с
определённым количеством слогов. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде
последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов:
мо-ло-ко).
· Игра «Я загадала слово из 1 (2,
3..слогов). Отгадай. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их
количество.
· Игра «Назови в слове только гласные звуки».
(Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Формирование
правильного грамматического строя речи.
· Упражнения на обучение изменять
слова по числам (один сад - много садов…)а
одно …, одна
конфета – а шесть … и т.д.)
· Упражнения на обучение образовывать
новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.) Подбери подходящее по
смыслу слово: большой
сад, а
маленький …, маленькая куколка, а большая…
· Игра «Наоборот» закончи предложение:
весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль … -
· Назови детенышей животных: кто у
медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
· Игра «Какой» Если кораблик из
бумаги, значит он бумажный, а сапожки из резины, значит они… У лисы хвост
лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д. - Если днём жара, то день жаркий, а
если ветер - …, дождь -… и т.д.
· Игра «Пойми меня» Намеренно
исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно
произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Расширение
словарного запаса ребёнка.
Следует
систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко
встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи,
просите подсказать пропущенное слово.
Игра «Я знаю
пять названий …» (цветы, овощи, транспорт…)
Развитие
связной речи.
Необходимо
учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то
рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте
ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте
возможность выговориться. Упражнения для формирования связной речи:
· описание рисунков и предметов (узнай
предмет по описанию: зелёная, кудрявая,
белоствольная.
Что это? Берёза);
· пересказы знакомых текстов,
придумывание сказок и историй («А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у
меня была волшебная палочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
· беседы, составление и написание
поздравлений, составляйте предложений, по заданным словам, и т.д.
Уделяйте
своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе.
Солнечного вам лета и новых ярких
впечатлений!