«Игры для развития
фонематического слуха»
(советы
логопеда)
Фонематическое
восприятие – это различение на слух
звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла
сказанного. Родители часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает
или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть
неразвитый фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие
является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры
слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного
освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной
сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует
проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно
переходить к различным упражнениям для развития фонематического слуха.
Игры, направленные на развитие речи и фонематического
слуха.
1.Узнавание
неречевых звуков. Различение на слух
неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки или
коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок
должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра:
«Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею
по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол,
стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.
Игра:
«Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два
хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш
повторяет ритм с закрытыми глазами.
2.
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте. Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого
из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам
говорит за трёх медведей, изменяя высоту
голоса.
3.Различение
сходных по звучанию слов. Игра: «Верно
– неверно» Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя
первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка –
хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4.
Различение слогов. Игра: «Похлопаем»
Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает
их, интонационно разделяя слоги.
Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле –
ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно
отхлопать количество слогов в слове.
Игра:
«Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа
– фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой)
слог.
5.
Различение звуков. Объяснить ребёнку,
что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит - з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик
стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук
жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а
ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.
«Узнай по звуку» Игра на развитие внимания и звукового восприятия,
материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить
характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага. Ребёнок садится спиной
к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребёнок должен
догадаться, что за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Шумы могут быть
самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом
о предмет, перелистывать книгу. Можно за каждый правильный ответ давать ребёнку
звёздочку или фишку.
Упражнение
на развитие речевого дыхания. Чтобы
научиться выговаривать такие звуки как: «с», «з», «ш», «ж», «р» ребёнок должен
уметь делать достаточно сильный вдох.
«Одуванчик» На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает
подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребёнок справляется за
3 – 4 раза.
Желаю успеха!
Учитель-логопед А.А. Бугаева