Консультация для воспитателей
Хорошая речь
– яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к
обучению в школе.
На чистоту речи ребенка
влияют такие факторы, как:
•
речевой слух,
•
речевое внимание,
•
речевое дыхание,
•
голосовой и речевой аппарат.
Поэтому
с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с
младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения,
направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
Вопрос к воспитателям:
Что такое -
артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?
Артикуляционной
гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов
артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная
гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
•
Улучшения подвижности органов артикуляции;
•
Увеличения объема и силы движений;
•
Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного
произнесения того или иного звука.
Важность
занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо
того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
•
Усилению кровообращения;
•
Развитию гибкости органов речевого аппарата;
•
Укреплению мышц лица.
Показания
для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:
Как
правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной
гимнастики для дошкольников:
•
Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха
и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут
самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии
не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
•
На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить
мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения
дефектов речи;
•
При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает
быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться
от «каши во рту».
Упражнения
бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного
положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка,
часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и
переключаемости.
Все
упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную
направленность
Все
упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную
направленность:
1 группа упраж.
– вырабатывают основные движения и положения
2 группа упраж.
– способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных
групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
3 группа упраж.
– специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие
выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для
растягивания подъязычной связки.
1.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Не следует предлагать детям более 2-3
упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из
выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье
даются для повторения и закрепления.
2.
В комплексе должны присутствовать 2-3
упр. статических и 2-3 упр. динамических.
Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной
позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3.
На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной
истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить
их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой
образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение
дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать
несколько названий.
Например упр. «трубочка»
- придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на
логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики
должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может
воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель
должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Лучше
всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме,
для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для
дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к
упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время
стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз.
Существует
множество видов артикуляционных упражнений и комплексов. Артикуляционные
упражнения можно разделить исходя из того, на развитие каких мышц они
направлены: упражнения для губ, щёк, мышц глотки и нёба, языка.
Эти
упражнения делят на статические (удержание) и динамические (подвижность).
Рассмотрим наиболее простые и распространённые упражнения. Возьмите зеркала,
поставьте так, чтобы вам было видно своё лицо.
Так
как артикуляционную гимнастику следует начинать с упражнений для губ, то с них
мы и начнём. Возьмите зеркала. Попробуем выполнить упражнения.
•
Улыбка.
•
Хоботок (Трубочка).
•
Заборчик.
•
Бублик (Колечко).
•
Заборчик - Колечко. Улыбка - Трубочка. Чередование положений губ.
•
Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
•
Удерживать губами карандаш (пластмассовую трубочку).
•
Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.
Упражнения для щёк:
•
Покусывание, похлопывание и растирание щек.
•
Сытый хомячок.
•
Голодный хомячок.
•
Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с
силой и шумом.
Упражнения для языка:
•
Лопаточка.
•
Чашечка.
•
Иголочка (Стрелочка. Жало).
•
Киска сердится.
•
Часики (Маятник).
•
Змейка.
•
Качели.
•
Почистим зубки.
•
Лошадка.
•
Вкусное варенье.
Тренировка мышц глотки и
мягкого нёба:
•
Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта,
шумным втягиванием воздуха.
•
Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой
сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.
•
Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
•
Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
•
Глотать капли воды, сока.
•
Надувать щеки с зажатым носом.
•
Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Сначала взрослый рассказывает о
предстоящем упражнении, показывает его выполнение и только потом упражнение
делает ребенок, а взрослый контролирует.
Взрослый, проводящий артикуляционную
гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения
к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции
выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном
случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми
упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного
аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и
вместе с тем координированными.
При проведении артикуляционной
гимнастики необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
Таким
образом, уважаемые воспитатели,
чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и
привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с
правильным звукопроизношением и развитой речью.