Знакомство родителей с компьютерными логопедическими играми и программами.
В последние годы отмечается увеличение
количества детей с нарушениями речи. Возникает необходимость поиска наиболее
эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование
в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов
предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой
патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической
работы в целом. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в
образовательном процессе. Отечественные и зарубежные исследования по
использованию компьютера в коррекционно – развивающем процессе
убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и
особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и, в целом, личности
ребенка. Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и
обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка.
Мы
живем в XXI веке, веке информации. Компьютер несет в себе образный тип
информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук,
мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и
познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать,
играть, вернуться к этому занятию вновь.
Компьютерные игры мы используем на всех этапах
коррекционной работы: делаем артикуляционную гимнастику с компьютерными
презентациями, развиваем дыхание с Тигренком из программы «Игры для Тигры»,
автоматизируем звуки, развиваем фонематический слух, словарь и грамматику. На каждый
раздел речи есть свои компьютерные программы, игры и презентации, но на
занятиях мы, конечно, используем их строго дозировано, с соблюдением санитарных
норм( не более 2-х раз в неделю, по 5-10 минут в зависимости от возраста).
Применение этих средств неизменно вызывает интерес детей и оптимизирует процесс
обучения.Дети воспринимают игру на компьютере как развлечение, афактически идет
коррекционный процесс. Положительные эмоции, получаемые детьми от игры на
компьютере, активируют их речевую деятельность, возрастает потребность
высказать свои чувства и мысли, то есть возрастает мотивация общения. Поведение
ребёнка на занятии становится более раскрепощённым, повышается его самооценка.
Хочу представить вниманию родителей некоторые компьютерные программы, применяемые на логопедических занятиях.
Программно-методический комплекс
«Игры для Тигры»
Данная
программа предназначена для коррекции речи у дошкольников. Программа включает в себя серии упражнений
(модули) различной сложности.
Они объединены в четыре блока:
"Просодика", "Звукопроизношение", "Фонематика",
«Лексика».
Работа со всеми упражнениями программы
проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности
ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных
образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения,
предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания.
Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и
музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.
Все
упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная
ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и
возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя,
помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь
необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная
программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет
ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его
выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает
положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно
общаться с компьютерным героем.В результате у детей формируются правильные
речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Для
закрепления речевых навыков дома предлагаю
родителям использовать мультимедийный
диск «Домашний логопед. Практический курс».
Программа
предлагает упражнения для отработки проблемных звуков, развитие дикции и памяти. Кроме того, в программе
содержатся две озвученные мини-игры - "Звуковичок" и
"Угадай-ка", которые формируют навыки верного произношения звуков, а
также помогут развить неречевой (различение звуков природы, бытовых шумов и т.
д.) и фонематический слух (различение звуков речи). Также
предложены рекомендации родителям по коррекционной работе: «Советы для пап и
мам».
Помимо двух
описанных выше компьютерных программ на логопедических занятиях используются и
другие игры и презентации для артикуляционной гимнастики, автоматизации и
дифференциации звуков, которые могут применяться в домашних занятиях с детьми.
На
использовании компьютерных игр в домашней практике хочу остановиться
особо. Компьютер и интернет сейчас есть
практически у всех, но далеко не все
умеют использовать его для развития ребенка грамотно и
эффективно.
Очень важно, что находится внутри вашего
компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети и соблюдают ли
правила обращения с техникой. То и дело слышишь от детей о новых играх с
монстрами и стрелялками, а между тем
много замечательных развивающих игр, которые могут оказать большую помощь в
воспитании ребенка. Некоторые родители бросаются в другую крайность и вообще
запрещают ребенку играть на компьютере. Считаю, что нелепо бороться с
прогрессом, лучше выбрать золотую середину и направить свои силы не на борьбу с
компьютером, а на нормальное развитие ребенка (увлечь играми, общением с
друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой), чтобы ему не надо
было уходить от действительности, а компьютер занял достойное место. Основной
потребностью у человека должна быть потребность речевого общения с другим
человеком, а не манипуляции с машиной. Предлагаю совместить общение и
компьютер, а на компьютере установить умные, развивающие программы и строго
соблюдать охранительный режим (для дошкольника это время не более 15 минут в
день, не более 3-х раз в неделю, соответствующая росту мебель, правильная
осанка и достаточное освещение, а также двигательная активность и гимнастика
для глаз после занятия).
Где
взять такие программы и игры? Можно купить лицензионные диски с развивающими
программами, можно подойти в кабинет логопеда с флэш-картой и подобрать
материал, который подходит именно вашему ребенку и, наконец, есть интернет, где при желании можно
найти игры на автоматизируемые у ребенка звуки. Применять эти игры нужно
грамотно и только в совместной деятельности родителей и ребенка. Главное, чтобы
ребенок видел заинтересованность родителей в процессе коррекции речи и в
конечном результате. Тогда у него будет стимул порадовать родителей и научиться
говорить чисто и красиво.