Консультация: «Формирование речевой готовности
дошкольников к школе»
Наиболее значимым для ребенка 6-7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определённый уровень развития речи.
Особые критерии речевой готовности детей к школьному обучению:
Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, четкое произношение звуков всех фонетических групп.
Сформированность фонетических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять звуки в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звук гласный, твёрдый, мягкий.
Умение работать со схемой слова и схемой предложения.
Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи:
умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях,
распространять однородными и второстепенными членами; работать с
деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и
картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом
рассказа. Самостоятельно составлять рассказ – описание.
В этом возрасте для
детей становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью
взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Речевые
умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей
(взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно
произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение
морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно
сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более
того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки
как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать
грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще
использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).
В 6-7 лет увеличивается
словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей,
представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п.
Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения
слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или
противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и
пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с
общепринятым.
К 6-7 годам дети
достаточно хорошо владеют диалогической речью, которая на протяжении всего
дошкольного возраста была и остается ведущей значимой для ребенка речевой
формой. Дети знакомы с правилами ведения диалога (умение слушать и понимать
собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить (реплику) в соответствии
с услышанным, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации и
объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в наиболее
распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание, просьба, утешение
и т. п.) . Однако на седьмом году жизни необходимо продолжить работу по
совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознанно
выстраивать диалогическое взаимодействие в повседневном общении с окружающими и
в специальных ситуациях (для получения результата, например, сказки, включать
элементы диалогической речи в монологи.
Активно
развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и
связно пересказывать или рассказывать. С тем, чтобы его речь была более понятна
собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные
средства: интонацию, мимику, жесты.
К 7 годам
появляется речь-рассуждение. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего
дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится
подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также
планирования и регуляции поведения.
С 6 лет
продолжается серьезная подготовка детей к обучению грамоте. На этом необходимо
не только закрепить достижения в речевом развитии каждого ребенка, но и
расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного освоения
письменной формой речи.
Формирование
грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна
из важнейших задач по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье.
Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно
выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его
взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер.
Наличие даже
небольших отклонений в развитии речи, ведёт к серьёзным проблемам в
усвоении программ общеобразовательной
школы.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить всё, что мешает свободному
общению ребёнка с коллективом. В семье ребёнка понимают с полуслова, однако со
временем круг связей с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его
понимали и сверстники и взрослые. В школе ребёнку придётся отвечать и задавать
вопросы в присутствии других детей, читать вслух. Правильное произношение
звуков особенно необходимо при овладении грамотой. Между чистотой звучания
детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие
школьники пишут преимущественно так, как они говорят. Если ребёнок говорит
«суби» (зубы), то он почти всегда так и пишет. Также
это препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова.
У детей с
общим недоразвитием речи (нарушения произношения в сочетании с недоразвитием
фонематических процессов и лексико-грамматических средств) возникают большие
трудности при чтении и письме, наблюдается бедность словаря, невозможность
высказать свою мысль, грамотно её оформить. Трудности в выделении
причинно-следственных связей приводят к непониманию текстов, условий задач.
Для того
чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы
определённые условия. В частности, ребёнок должен:
- Быть психически и соматически здоровым;
- Иметь нормальные умственные способности;
- Иметь полноценный слух и зрение;
- Обладать достаточной психической активностью;
- Обладать потребностью в речевом общении;
- Иметь полноценное речевое окружение.
Итак, к моменту поступления в школу ребенок должен:
Участвовать в коллективном разговоре: задавать
вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично,
понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
Быть доброжелательными собеседниками, говорить
спокойно, не повышая голоса.
В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться
формулами словесной вежливости.
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения
разных видов.
Пересказать и драматизировать небольшие литературные
произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по
сюжетной картинке, набору картин с развитием действия.
Все это дает
возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным
материалом.