Консультация учителя-логопеда для родителей
"Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом диагнозе"
«Мама, а нас сегодня смотрела тетя
логопед…». Эта фраза знакома родителям детей, посещающих обычный детский сад.
Особенно старшую и подготовительную группу. Почему особое внимание логопед в детском саду уделяет именно этим возрастным группам?
Потому что в младших группах детского
сада, как правило, встречается физиологическое (возрастное) нарушение
звукопроизношения, которое при нормальных условиях, с улучшением работы органов
речи (речеслухового и речедвигательного анализаторов) и когда взрослые,
разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи, самостоятельно
изживаются.
Обследование устной речи детей логопед в
детском саду проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние
2 недели мая. После диагностики логопед в детском саду отбирает тех, с кем
будет проводить индивидуальные и/или подгрупповые занятия в течение года или
шести месяцев (в зависимости от речевого нарушения). В мае проводится контроль
коррекционной работы.
— Вот Вам тут логопед направление оставил…
А это уже слова воспитателя, передающего
родителям маленький листочек, на котором в графе диагноз…
Да, да, настоящая ШИФРОВКА! И вот тут
испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову.
— Что с моим ребенком?
— Почему они не пишут по-человечески?
— Куда с этим кошмаром бежать?
Без паники!
На самом деле в логопедических диагнозах
нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами.
Итак… Попробуем расшифровать все, что написал логопед в детском саду:
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение звукопроизношения при
нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого
аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков
одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
·
в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
·
в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Неправильное произношение может
наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки,
которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений
языка (м, н, п, т).
Чаще всего нарушаются:
1. свистящие звуки – С, З
(и их мягкие пары), Ц
2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч,
Щ
3. сонорные (язычные) – Л,
Р (и их мягкие пары)
4. заднеязычные – К, Г, Х
(и их мягкие пары)
Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода-год.
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение процессов формирования
произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При
сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки
(свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например,
при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки
или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в
детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки
одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а
фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие ряда причин, оказывается
нарушенным или несформированным.
Фонема — минимальная единица звукового
строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами).
Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для
гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или
сонорным.
В фонетико-фонематическом недоразвитии
детей выявляется несколько состояний:
·
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
·
при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным
фонетическим группам;
·
невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
·
Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же
звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например,
вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо
«сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
·
Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е.
сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может
заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо
ракета.
·
Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных
словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других
заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например,
ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е.
один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая
корова» говорит «лызая калова».
Кроме перечисленных особенностей
произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая
смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и
грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление
предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Детей с таким речевым нарушением логопед в
детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.
ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Как видно из названия, при данном виде
расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны
(фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия;
смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений,
синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования,
трудности согласования слов; плохое развитие связной речи – умение рассказывать
и пересказывать.
Для детей с ОНР характерно:
·
Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая
речь из двух слов к 5 годам;
·
Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и
недостаточно фонетически оформлена;
·
Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая
обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
·
Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают
речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что
при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в
большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.
Детям с ОНР логопед рекомендует
перевестись в коррекционный логопедический детский сад. В условиях
обычного общеобразовательного детского сада ОНР полностью не исправляется.
Вот и все, что скрывают таинственные
диагнозы детского логопеда.
Поэтому не надо ничего бояться, а
необходимо сходить по направлению логопеда на Психолого-Медико-Педагогическую комиссию,
специалисты которой определят уровень недоразвития речи Вашего ребенка и дадут
рекомендации по ее оптимальному улучшению.
И тогда родителям, разобравшимся в
аббревиатурах, можно будет спокойно заводить тетрадочку для логопедических
занятий и приступать…
Желаем удачи в борьбе с трудными,
неправильными и вредными звуками!
Консультацию подготовила учитель – логопед
Бугаева Анна Александровна.