Учимся слушать музыку
Консультация музыкального руководителя для родителей
в группе раннего возраста
На третьем году жизни у детей появляется эстетическое
чувство. Они с явно выраженным удовольствием слушают инструментальную музыку и
пение, еще и еще просят повторить.
Какую музыку слушать и на что необходимо обращать внимание?
Чтобы малыш мог сосредоточить свое внимание на музыке,
подготовьте для этого место: уберите на время из поля зрения все, что может
отвлечь его. Скажите ребенку: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка
должна звучать негромко. Во время звучания музыкального фрагмента не стоит
разговаривать с малышом, лучше общаться с ним только мимикой, взглядом,
ритмичными движениями, выражая свое отношение к музыке.
Ребенок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый.
Но ненадолго. Музыкальный фрагмент на начальном этапе обучения может состоять
буквально из нескольких фраз, звучащих 20—30 секунд.
Слушать музыкальный фрагмент нужно до тех пор, пока у
малыша сохраняется внимание. Но не следует прерывать музыку, не дослушав до
конца музыкальную фразу, даже если малыш отвлекся. После того как музыкальный
фрагмент закончился, поделитесь с ребенком своими эмоциональными впечатлениями
и, если малыш не устал, продолжите слушание.
Начинайте с приобщения его к слушанию веселой мелодии.
Потом дайте послушать контрастную музыку: плясовую и колыбельную.
Можно предложить ребенку под веселую музыку похлопать в
ладоши или выполнять «фонарики» - повороты кистями рук. А во время колыбельной
– «поспать», положив ладошки под щечку.
Особенностью этого возраста является то, что ребенок любит
многократно слушать полюбившуюся ему музыку. Особенно легко дети воспринимают
доступные им произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа,
например:
- Ваня с мамой приехали в деревню к бабушке.
Идут они по улице, вдруг видят: маленькая птичка
летит.
Птичка пропела песенку и улетела. Идут они
дальше и подходят к дому бабушки, а им навстречу собачка выскочила и
залаяла.
Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встречать
дорогих гостей, обрадовалась.
- Сейчас я расскажу, что случилось в лесу. Маленький зайка
весело прыгал по лесу. Вдруг зайка кого-то испугался и спрятался. Кто же это
испугал зайчика? и т.п.
В таком контексте ребенок лучше воспринимает музыкальные
образы и запоминает музыку. Естественно, всегда помните о ясной эмоциональной
речи, соответствующей мимике и, конечно, выразительности музыкальных
произведений. Можно предложить малышу выбрать и показать картинку, содержание
которой соответствует только что услышанному.
Большое место в формировании навыка слушания занимает и
игрушка, соответствующая содержанию произведения. Дети раннего возраста
проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому
постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых
сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуждает
ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам,
звукоподражанию, но и обогащает его новыми музыкальными впечатлениями, закрепляет
уже имеющиеся.
Но советуем при слушании музыки показывать совершенно новые
игрушки. Ребенок в таком случае перестает слушать музыку, а рассматривает
новинку. Поэтому в данной ситуации желательно использовать хорошо знакомые
игрушки.
Маленький ребенок двигательно активен. Он не в состоянии
длительное время находиться в неподвижности, это противоестественно для малыша.
Чтобы продлить время восприятия музыки, включайте в игру движения, которые
соответствуют характеру музыкального произведения. Вот он с удовольствием
прыгает уже сам, как зайчик, о котором только что слышал песенку.
Помните, что восприятие музыки тесно связано с движениями
под музыку. Если у вашего малыша развито умение слушать музыку,
подражательность, то он с удовольствием будет включаться в пляску с вами. В
этом возрасте дети все выполняют по показу взрослых, подражая им во всем.
Поэтому чем ярче и выразительнее ваша пляска, тем интересней танцевальная
импровизация ребенка.
Включайте в пляску те движения, которые малыш может
повторить. Например, хлопать в ладоши, притопывать одной ногой, поворачивать
кисти рук из стороны в сторону, держа их на уровне глаз. Обучайте малыша
выполнять движения, изображающие прыжки зайчика, полет птички, тяжелую поступь
мишки, легкий бег лисички и т.д.
При слушании музыки малышу необходимо постоянно чередовать
активную и спокойную деятельность, только так он может слушать одну и ту же
музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки.
Слушайте хорошо знакомые музыкальные произведения и новые,
с которыми ребенок еще не знаком. Слушая вместе с ним детские песенки,
стремитесь к тому, чтобы малыш подпевал отдельные слова, целые фразы,
звукоподражания (киска, собачка, лошадка). Обязательно похвалите его за это.
Постепенно малыш начинает понимать, что музыка о чем-то, о
ком-то рассказывает и просит вас сыграть про зайчика или про мишку (если вы
сами не играете, надо иметь соответствующие аудиозаписи). Ну а если у вас их
нет? Надо прослушать свою фонотеку, выбрать подходящие записи, а потом
соотнести понравившуюся музыку с доступными для малыша образами – зайчика,
медведя, птички и т.п. Затем эту музыку предложите ему послушать.
Но, лучше приобретать специальные детские альбомы и иметь
записи классической музыки разного характера: спокойного, веселого, подвижного
бодрого.