ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПУНКТ?
Логопедический пункт – это место, где оказывается помощь
детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу,
где дети могут получить своевременную помощь логопеда.
КАКИХ ДЕТЕЙ БЕРУТ НА ЛОГОПУНКТ?
• На логопедический пункт зачисляются
дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями.
• На логопедические пункты берут всех
детей детского сада, нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости
от степени тяжести нарушения речи.
• В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через
год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те,
кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.
• На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей
группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими
заключениями:
1. Нарушение произношения отдельных звуков – отсутствие
звуков (рыба-ыба; луна – уна, замены (рука-лука; заяц-саяц, искажения
звуков (ципленок – тсыпленок)
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР, т.
е. нарушение фонематического слуха (распознавания речевых звуков – чаще всего
когда дети не слышат разницы между очень похожими звуками – дом-том; коса-коза)
и нарушения звукопроизношения.
ДОКУМЕНТЫ
Весной, проводится обследование детей ППК, в результате
которого, отбираются дети, которым требуется зачисление на логопункт.
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ЗАЧИСЛЯЕТСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ?
Общее количество детей для логопедической работы в течение года
в детском саду составляет 25 человек. Так как логопедическая помощь требуется
большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с
каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети
выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого
нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из
стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду –
это открытая и крайне подвижная система.
КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТЬСЯ НА ЛОГОПУНКТЕ?
1. Подгрупповые 1-2 раза в
неделю (для детей с ТНР)
2. Индивидуальные 2-3 раза
в неделю (взависимости от тяжести нарушения)
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные
занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени
выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических
особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20
минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция
звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
ЧТО ДЕЛАЕТ ЛОГОПЕД НА ЛОГОПУНКТЕ?
В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет
работу по следующим направлениям:
1. Коррекция звукопроизношения - это постановка и
автоматизация звуков. (Выработка правильных движений губ, языка)
2. Формирование фонематических процессов – обучение
распознаванию речевых звуков, четко на слух определять каждый звук родного
языка.
Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно
VI. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка
к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет
одновременно по нескольким направлениям.
II. Этап постановки звука.
III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа –
добиться правильного произношения звука в слогах, словах и фразах. На этом
этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова,
предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь
ребенка. (РА-РО-РУ-РЫ; РАМА,РАК,РАДУГА ; Рома и Рита разрезали арбуз.)
VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе
автоматизации ребенок начинает смешивать правильное произношения звука с
неправильным, т. е. например ребенок до начала работы с логопедом заменял звук
Р,
на звук Л, он может сказать: Ехал Глека челез реку, видит Глека в
реке рак. Т. Е. ребенок соскальзывает с правильной артикуляции на неправильную,
тогда проводиться работа по разграничению этих звуков на слух и по артикуляции.
ЧЕМ ЛОГОПУНКТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
ГРУППЫ?
Можно назвать несколько основных отличий:
-Работа логопеда в массовом дошкольном
учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно
отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую
очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный
процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах и группах.
Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.
График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.
-В логопедической группе состав детей
не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 16
человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и
выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются до 25
человек
-В логопедической группе дети имеют
одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно
занимаются дети с различными речевыми заключениями.
-Логопед на логопункте работает в отличном от речевого
сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения
речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия
кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2 раза в неделю) и
рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.
- на логопункте дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь
порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада или группы. Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу.
Что же касается программы. В логопедической группе – в
коррекционную программу встроена общеразвивающая.
На логопункте – в общеразвивающую
программу встроена коррекционная.
Спасибо за внимание!
Учитель-логопед Бугаева Анна Александровна