«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной
деятельности детей».
Самостоятельная музыкальная
деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как
инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя –
побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в
повседневной жизни детского сада.
Для развития самостоятельной
музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные
уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры,
игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка
играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать
интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц
должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми
атрибутами и дидактическими играми.
Важной ролью воспитателя в
развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание
проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям,
развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом
художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного
звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут
возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои
чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию
интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.
Создав таким образом в детском
саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель
сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать
формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Рассмотрим различные виды
музыкальной деятельности детей в группе:
1.Игра на детских музыкальных
инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле,
бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические
рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии,
проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового
инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют
на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую
товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных
группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают
выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера.
Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их
договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм
музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра.
Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра
может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности
(исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и
т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие
их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан»
М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю -
баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры,
организуют действия детей.
В этом виде самостоятельной
деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение
договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для
игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать
коллективную игру.
3.Музыкально - дидактические
игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят
способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука:
«Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в
бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.
Для обогащения музыкальных
впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на
музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием
известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и
во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать
следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый
наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя
лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную,
стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б.
Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла
«Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И.
Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.
На прогулке можете поиграть с
детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь»,
упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра
«Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.
Также можно наполнить музыкой
время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные
интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее
время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется
использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И.
Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других.
Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на
весь день.
Вечером же характер музыки
должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной
активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется
использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей
(«Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)
Т.о., роль воспитателя в
развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что
он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах
муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на
музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их
инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником
детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие
моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности
дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке
это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы,
склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не
односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше
применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок
репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать
объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным
поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются
при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой
интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому
указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится
самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне
занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь,
танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и
способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и
ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним
из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков,
умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.
Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в
совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе,
в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.