Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 13» города Канаш Чувашской Республики
Тема номера: Два полушария – мозг один с.2-3 – интересные факты; особенности
развития полушарий головного мозга у мальчиков и девочек. с.4-6 – давайте поиграем. с.7-8 – читаем вместе. с.9 – рисовалочка. |
Здравствуйте, Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на страницах нашей газеты! Все мы
хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, сообразительными.
Мир, в который приходит ребенок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нем
активно, продуктивно и в согласии с самим собой, необходимо целостное
взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга. От их
взаимодействия зависит полноценное формирование психических процессов
человека. В этом выпуске мы расскажем вам интересные факты о межполушарном взаимодействии,
об упражнениях, которые помогут гармоничному развитию полушарий мозга. Желаем вам приятного чтения!
|
Выпуск № 1/2022 год
Нормальная психическая
деятельность предполагает
совместную работу обоих
полушарий головного мозга.
Формирование совместной работы полушарий мозга проходит ряд этапов.
I этап (от внутриутробного
периода до 2-3 лет) появляются связи правого и левого полушария, обеспечивая совместную регуляцию
движения, дыхания, пищеварения, сна.
II этап (от 3 до 7-8 лет) характеризуется активизацией
нервных волокон, играющих важную роль в обеспечении зрительной, слуховой,
эмоционально-мотивационной связи.
III этап (от 7 до 12-15 лет) - формируется межполушарное
взаимодействие на уровне лобных долей.
Мальчики:
·
На 2-3 месяца позже начинают ходить;
·
На 4-6 месяцев позже начинают говорить;
·
Асимметрия мозга развивается раньше (к 6 годам);
·
Острота слуха до 8 лет выше;
·
Игры опираются на дальнее зрение (все пространство);
·
Больше ориентированы на информацию;
·
Задают вопросы ради получения конкретного ответа;
·
Смотрят в парту, в сторону, перед собой;
·
Лучше выполняют поисковую деятельность;
·
Выдвигают новые идеи;
·
Специализация правого полушария в отношении пространственных функций есть к
6 годам;
·
Кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор;
·
Более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме;
·
Медленнее созревает левое полушарие;
·
В детстве более правополушарные, чем девочки.
Девочки:
·
Рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
·
Нестабильность полушарий до 13 лет
·
Более чувствительны к шуму;
·
Игры опираются на ближнее зрение (перед собой);
·
Более конформны и внушаемы;
·
Превосходят по вербальным способностям (разговаривают лучше);
·
Больше ориентированы на отношения между людьми (на первом месте - эмоции);
·
Задают вопросы ради установления контакта со взрослыми;
·
Смотрят в лицо, ждут одобрения;
·
Быстро набирают оптимальный уровень работоспособности;
·
Лучше выполняют задачи неновые, типовые, шаблонные;
·
Превосходят в речевых заданиях;
·
Специализация правого полушария в отношении пространственных функций –
после 13 лет;
·
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за
правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять
положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок,
вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и
руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем,
который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не
участвовали.
Упражнение «Колечко»
Поочередно
и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в
обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три
положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь
на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола,
распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой,
потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе
команды(кулак -ребро-ладонь)
Колючий ёжик
Под
кустом построил домик (ладони перед собой, касаются кончиками пальцев - крыша)
Маленький колючий ёжик,
(прямые пальцы правой руки перекрещены с пальцами левой - ёжик)
И закрылся на замок,(пальцы
закрыты в замок)
Чтоб никто попасть не смог
(грозят указательным пальцем правой руки).
Фонари
Посмотри, посмотри, (руки
перед собой, пальцы растопырены)
Заблестели фонари
(поочерёдно сжимать и разжимать пальцы)
Желтые и красные -
Все такие разные!
Грустные
пальчики
Если пальчики
грустят –
Доброты они хотят (пальцы плотно
прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то, значит (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем («моем» руки, дышим на них)
Мозг Нервы |
Гипофиз Есть люди маленького роста, А кто-то смотрит с высоты. Заранее сказать непросто, Насколько вытянешься ты.
Гипофиз этим управляет, Даёт расти тебе и мне — Желёзка хитрая такая, Что притаилась в голове.
Сработает гипофиз плохо, И к огорчению родных Останется ребенок крохой, Обидеть всем легко таких.
Работает активно слишком — Опять есть повод для тревог. Так может вымахать мальчишка, Что будет низок потолок.
Похож гипофиз на горошек, Не каждый сразу разглядит. Но от таких зависит крошек Любого рост и внешний вид! (Н. Кнушевицкая)
Сами и само Ничто никогда не выходит само. Само не приходит к нам на дом письмо. Само не способно смолоться зерно. Само стать костюмом не может сукно. Само не умеет вариться варенье. Само не напишется стихотворенье. Мы делать обязаны сами – Своей головой и своими руками! (В. Лунин) |
На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. (глаза)
Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле…
(ушки)
Запах хлеба, запах меда, Запах лука, запах роз Различить поможет…
(нос) |
Твои помощники – взгляни – Десяток дружных братцев, Как славно жить, когда они Работы не боятся. И, как хороший мальчик, Послушен каждый…
(пальчик)
Мы на них стоим и пляшем, Ну а если им прикажем, Нас бегом они несут. Подскажи, как их зовут?
(ноги)
|
Шевели раньше мозгами,
а потом руками.
Голова с лукошко, а мозгу ни крошки.
Лоб широк, да мозгу мало.
Глаза вразбежку, мозги набекрень.
Где ум, там и толк.
Что на уме, то и на
языке.
Ум — хорошо, а два —
лучше.
И сила уму уступает.
Птице — крылья,
человеку — разум.
Ум без разума беда.
Свой ум — царь в
голове.
Утро вечера мудренее.
Ум за морем не купишь,
Коли его дома нет.
Чужим умом умен не
будешь.
Ум за разум зашел.
Умную речь хорошо и
слушать.
Лучше с умным потерять,чем
с глупым найти.
Сильный телом победит
одного.
Сильный умом — тысячи.
Живи своим умом.
Умный любит учиться,а дурак
учить.
Материалы газеты подготовила
учитель-логопед МБДОУ Детский сад № 13, Бугаева А.А. |
|
Газета отпечатана в МБДОУ № 13 г.Канаш |