Газета "Два полушария-мозг один"

Газета "Два полушария-мозг один"

                                               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13» города Канаш Чувашской Республики

 

Тема номера:

Два полушария – мозг один

с.2-3 – интересные факты; особенности развития полушарий головного мозга у мальчиков и девочек.

с.4-6 – давайте поиграем.

с.7-8 –  читаем вместе.

с.9 – рисовалочка.

Здравствуйте,

Дорогие друзья!

Мы рады приветствовать Вас на страницах нашей газеты! Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, сообразительными. Мир, в который приходит ребенок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нем активно, продуктивно и в согласии с самим собой, необходимо целостное взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга. От их взаимодействия зависит полноценное формирование психических процессов человека. В этом выпуске мы расскажем вам интересные факты о межполушарном взаимодействии, об упражнениях, которые помогут гармоничному развитию полушарий мозга.

Желаем вам приятного чтения!

 
























Выпуск № 1/2022 год

Нормальная психическая деятельность предполагает 

совместную работу обоих полушарий головного мозга.
Формирование совместной работы полушарий мозга проходит ряд этапов.  

I этап (от внутриутробного периода до 2-3 лет) появляются связи правого и левого полушария, обеспечивая совместную регуляцию движения, дыхания, пищеварения, сна.
II этап (от 3 до 7-8 лет) характеризуется активизацией нервных волокон, играющих важную роль в обеспечении зрительной, слуховой, эмоционально-мотивационной связи.
III этап (от 7 до 12-15 лет) - формируется межполушарное взаимодействие на уровне лобных долей. 

 

Мальчики:

·     На 2-3 месяца позже начинают ходить;

·     На 4-6 месяцев позже начинают говорить;

·     Асимметрия мозга развивается раньше (к 6 годам);

·     Острота слуха до 8 лет выше;

·     Игры опираются на дальнее зрение (все пространство);

·     Больше ориентированы на информацию;

·     Задают вопросы ради получения конкретного ответа;

·     Смотрят в парту, в сторону, перед собой;

·     Лучше выполняют поисковую деятельность;

·     Выдвигают новые идеи;

·     Специализация правого полушария в отношении пространственных функций есть к 6 годам;

·     Кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор;

·     Более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме;

·     Медленнее созревает левое полушарие;

·     В детстве более правополушарные, чем девочки.

 

Девочки:

·     Рождаются более зрелыми на 3-4 недели;

·     Нестабильность полушарий до 13 лет

·     Более чувствительны к шуму;

·     Игры опираются на ближнее зрение (перед собой);

·     Более конформны и внушаемы;

·     Превосходят по вербальным способностям (разговаривают лучше);

·     Больше ориентированы на отношения между людьми (на первом месте - эмоции);

·     Задают вопросы ради установления контакта со взрослыми;

·     Смотрят в лицо, ждут одобрения;

·     Быстро набирают оптимальный уровень работоспособности;

·     Лучше выполняют задачи неновые, типовые, шаблонные;

·     Превосходят в речевых заданиях;

·     Специализация правого полушария в отношении пространственных функций – после 13 лет;

·     В ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга.

      

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)

  

Колючий ёжик

Под кустом построил домик (ладони перед собой, касаются                  кончиками пальцев - крыша)

Маленький колючий ёжик, (прямые пальцы правой руки перекрещены с пальцами левой - ёжик)

И закрылся на замок,(пальцы закрыты в замок)

Чтоб никто попасть не смог (грозят указательным пальцем правой руки).

 

Фонари

Посмотри, посмотри, (руки перед собой, пальцы растопырены)

Заблестели фонари (поочерёдно сжимать и разжимать пальцы)

Желтые и красные -

Все такие разные!

Грустные пальчики

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят  (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то, значит (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем («моем» руки, дышим на них)

          Мозг 
Главнее его
Нам с тобой не найти,
Заставит он сесть
И заставит идти.

Запомнит стишок
И задачку решит,
И шуткою новой
Всех рассмешит.

Придумал он радио
И телефон,
Машины, ракеты —
Это всё он.

И книги на полках
Библиотек...
И трудится мозг
Пока жив человек!
         (Н. Кнушевицкая)

        

          Нервы 

Нам про нервную систему
Можно сочинить поэму,
Будто сеточка какая,
Нервы всюду проникают.

Уши, пальчики и глазки
Так и ждут от них подсказки.
«Осторожно, кипяток!»
«Это — розы лепесток!»

«Там в деревьях у ручья
Льются трели соловья!»
Что мы видели, слыхали,
Нервы в мозг сигнал послали.

Боль от ссадины на коже
К нам придёт по нервам тоже!
           (Н. Кнушевицкая)

         Гипофиз

Есть люди маленького роста,

А кто-то смотрит с высоты.

Заранее сказать непросто,

Насколько вытянешься ты.

 

Гипофиз этим управляет,

Даёт расти тебе и мне —

Желёзка хитрая такая,

Что притаилась в голове.

 

Сработает гипофиз плохо,

И к огорчению родных

Останется ребенок крохой,

Обидеть всем легко таких.

 

Работает активно слишком —

Опять есть повод для тревог.

Так может вымахать мальчишка,

Что будет низок потолок.

 

Похож гипофиз на горошек,

Не каждый сразу разглядит.

Но от таких зависит крошек

Любого рост и внешний вид!

(Н. Кнушевицкая)

 

Сами и само

Ничто никогда не выходит само.

Само не приходит к нам  на дом письмо.

Само не способно смолоться зерно.

Само стать костюмом не может сукно.

Само не умеет вариться варенье.

Само не напишется стихотворенье.

Мы делать обязаны сами –

Своей головой и своими руками!      (В. Лунин)


 


На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. 

               (глаза)

 

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле… 

               (ушки)

 

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет…   

                 (нос)

Твои помощники – взгляни –

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый…

                 (пальчик)

 

Мы на них стоим и пляшем,

Ну а если им прикажем,

Нас бегом они несут.

Подскажи, как их зовут? 

                   (ноги)

 

 


 

Шевели раньше мозгами, а потом руками.
Голова с лукошко, а мозгу ни крошки.
Лоб широк, да мозгу мало.

Глаза вразбежку, мозги набекрень.
Где ум, там и толк.

Что на уме, то и на языке.

Ум — хорошо, а два — лучше.

И сила уму уступает.

Птице — крылья, человеку — разум.

Ум без разума беда.

Свой ум — царь в голове.

Утро вечера мудренее.

Ум за морем не купишь, Коли его дома нет.

Чужим умом умен не будешь.

Ум за разум зашел.

Умную речь хорошо и слушать.

Лучше с умным потерять,чем с глупым найти.

Сильный телом победит одного.

Сильный умом — тысячи.

Живи своим умом.

Умный любит учиться,а дурак учить.



Материалы газеты подготовила учитель-логопед МБДОУ

Детский сад № 13, Бугаева А.А.

 

 

 

 

Газета отпечатана в МБДОУ № 13 г.Канаш

Прикрепленные файлы

docx
gazeta-dva-polushariya-mozg-odin.docx 659,63 Kb 16.03.2022