Консультация учителя-логопеда
для
родителей «Нейропсихологические
игры с мячом дома».
Цели: создание условий для развития:
- внимания,
памяти, всех психических и мыслительных процессов у детей, пространственных
представлений, мелкой моторики, анализаторов, моторной ловкости;
- для
развития межполушарного взаимодействия, переключения с одного действия на
другое; уверенности в себе и своих силах;
- для
оптимизации коммуникативных умений устанавливать и поддерживать дружеские
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми внутри и вне семьи, соотносить своё
действие с действием партнёра.
Несмотря
на внешнюю простоту, каждая игра требует от ребёнка одновременного выполнения
нескольких действий и задействования нескольких зон мозга, что, несомненно,
вызывает трудности. В ходе игры мы не требуем скорости, а добиваемся чёткости,
правильности, осознанности.
Мяч –
универсальная игрушка, друг из детства каждого из нас. Игра с мячом активизирует
весь организм, все анализаторные системы. Мячики находили в древних раскопках.
Мячики бывают разные по фактуре, размеру, прыгучести.
Предлагаю Вам
нейропсихологические игры с мячом, наиболее любимые детьми:
Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребёнок
ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого (свою ассоциацию) и
кидает мяч обратно. Например, взрослый говорит: «Небо», а ребёнок отвечает:
«Облако».
Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребёнок
ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц (аналогично –
обобщающее слово и конкретный объект).
Ребёнок и взрослый кидают друг другу большой мяч
с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом
немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его
двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не
прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
Ребёнок кидает большой мяч об стену четырьмя
способами:
1) кидает его и сразу ловит;
2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после
этого ловит;
3) кидает, хлопает в ладоши, ловит (при усложнении – хлопает
2 раза, 3 раза и т.д.)
4) кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены,
прыгает через него.
Предыдущие упражнения выполняются, усложняя, с
мячами среднего размера, потом – малого размера (теннисный мяч).
Ребёнок перекидывает из правой руки в левую руку
теннисный мяч; Ребёнок
и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
Ребёнок кидает в вертикальную цель разные мячи. В
качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в
руке взрослого. В нашей адаптации: на стене несколько кругов, в каждом круге –
понятийная группа (буква, цифры, посуда, одежда, мебель и т.д.). Взрослый
задает цель – ребёнок в неё кидает мяч, при этом называет любое слово из
заданной группы. Например, взрослый задает цель: «Посуда», ребёнок бросает в
цель мяч и называет предмет: «Чашка» и т.д.
Ребёнок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а
взрослый или другой ребёнок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами
поочередно.
Взрослый ставит перед ребёнком горизонтальную
мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребёнка – попасть в эту мишень мячом
(большим, средним, теннисным). В нашей адаптации, при усложнении: взрослый
называет обобщающее слово, а ребёнок попадает мячами в корзину, называя при
этом конкретные слова из заданной понятийной группы.
На полу рисуется полоса (или кладется верёвка).
Ребёнок встает в начало этой полосы и двигается вперёд, чеканя мяч об пол то
справа от линии, то слева от неё. В нашей адаптации при усложнении: добавляется
стихотворение, текст, прямой, обратный и промежуточный счет и т.д.
Усложнение: все вышеуказанные игры выполняются
поочередно правой и левой рукой.
Взрослый
и ребёнок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч.
Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают
его от себя двумя руками, через минуту или две ребёнок убирает левую руку за
спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч
должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
Ребёнок
кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши –
поймал).
Ребёнок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).
Уважаемые родители!!!!!
Играйте
со своим ребёнком!!!