Говорите с детьми:
7 советов УЧИТЕЛЯ - логопеда родителям
0–1 года и 1–3 года
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или
говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.
Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными
– как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного
восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка),
так и социальными.
Нередко
поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в
речи у детей.
Почему
дети не говорят???
К примеру, гиперопека малыша может
привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной.
Ведь если окружающие понимают
ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои
потребности при помощи речи?
Также речь у детей может развиваться
медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку
жестами и действиями.
В этом случае малыш привыкает
реагировать не на слова, а на жесты.
Что интересно – если ребенок часто
находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать
быстрее говорить.
То есть если у вас постоянно включен
телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых.
Все это создает "шумовую завесу",
и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.
В таких случаях ребенок может
произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а
развитие истинной речи будет задерживаться.
Поэтому полезнее говорить с детьми,
а не при детях.
Как правило, в семьях, где у
родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие
последних также задерживается.
Как
родители могут помочь
Важно, чтобы и родители, а не только
педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое
основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы
органов артикуляционного аппарата.
Делайте с вашим малышом каждый день
артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические
игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные
тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо
Су Джок.
Вот 7
несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.
1. Стимулируйте любые проявления
активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.
2. Используйте различные
дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы,
игрушки - собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).
3. Играйте с пальчиками, ведь на
руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы
активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся
такие забавы:
"Это
пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик -
мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!"
(Возьмите руку малыша в свою и
производите различные движения под фразы из потешки.)
4. Читайте, рассказывайте наизусть,
пойте.
К вашим
услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на
заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К.Чуковского, С.Маршака,
С. Михалкова.
5. Показывайте, рассказывайте,
фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на
работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у
людей на улицах, в магазинах и транспорте.
6. Изучите с ребенком голоса
животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.
7. Разучите с малышом известные
стишки про "Сороку-ворону",
"Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи
варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел",
"Ладушки-оладушки: мы печем оладушки.
Получилось
ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".
Родителям
следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и
в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались
некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя
провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития
и оказать ребенку помощь.
Самый
активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка.
Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.