Одаренные дети. Мнения психологов об одарённости.

Вопрос ?  
Мы часто слышим от окружающих о том, что наш ребёнок одарённый. Ему всего четыре года. А он уже научился читать пол приложению в планшете. Любит читать, считать, писать. Но он практически не общается со сверстниками, в саду и на детской площадке сам по себе, в играх участвовать не хочет, выступать на утренниках тоже. С чем это связано и что делать? Очень переживаем. Что у него будут проблемы в школе. Интересно, он действительно одарённый ребёнок?
Тема одарённости до сих пор остаётся одной из самых дискуссионных в психологии. Большинство отечественных авторов определяют её через понятие «способности». Так, по мнению Б.М. Теплова, одарённость представляет собой «сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».
 
Зарубежные исследователи наряду с высоким уровнем способностей большое значение придают таким факторам, как познавательная активность, креативность, влияние окружающей среды, а некоторые даже удаче. Но независимо от подходов к пониманию учёные единодушны в одном: одарённость – это уровень, который всегда выше нормы. Не имеет значения, будем ли мы говорить об одарённости или ограничимся просто констатацией высокого уровня развития способностей (что, по мнению ряда авторов, одно и то же). Главное, что ваш ребёнок освоил чтение, письмо и счёт самостоятельно и гораздо раньше, чем его сверстники. То есть обнаружил способности выше нормы.
 
К числу признаков одарённости также относят любознательность, наблюдательность, способность работать в условиях многозадачности и долгое время концентрировать внимание на интересующем объекте, изобретательность и креативность, развитую память и речь; всё это нередко сочетается с чрезмерной активностью и импульсивностью. Если это для вас недостаточно, то всегда можно обратиться к специалисту для подробного исследования, например, к психологу в детском саду или школе, в которую планируете отдать ребёнка. Тогда вы получите обоснованный ответ на вопрос: действительно ли ваш малыш одарённый? И если да, то в какой сфере.
Однако дети, опережающие в развитии сверстников, нередко испытывают трудности в общении. Это чаще всего связано с тем, что малышу просто неинтересно с детьми своего возраста. Кроме того, одарённый ребёнок может тяготиться своей непохожестью на других, переживать, что его не понимают, проявлять застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе и тревожность. Это тоже затрудняет общение. Часто сверстники не принимают чрезмерно развитых детей, насмехаются над ними или попросту отказываются общаться, поскольку их раздражают «всезнайки».
 
Важно понаблюдать, как одарённый ребёнок общается со старшими детьми и взрослыми. Если и это не вызывает у него интереса или заканчивается конфликтами, тогда стоит задуматься. В данном случае трудности связаны с отсутствием навыков эффективного взаимодействия с окружающими. Но и при отсутствии интереса, и при конфликтности все равно понадобится развивать коммуникативные навыки, обязательно через интересную для ребёнка деятельность и групповые занятия. Главное, чтобы секция или кружок объединяли детей не только со схожими интересами, но и с одинаковым уровнем развития. Тогда в процессе увлекательной работы ребёнок с удовольствием будет взаимодействовать с другими детьми; это, в свою очередь, повлияет на формирование навыков эффективного общения.