Ещё Прейер говорил о том, что "Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов чувств. Если она закрыта - мир не существует для сознания». Связь между развитием ощущений на кончиках пальцев и развитием речи малышей ОЧЕНЬ ВАЖНА. Любые тактильные ощущения прекрасно тренируют мозг!!! Именно об этом пособие чудо – куб «Сенсорика»! Оно о том, как научиться познавать мир через ощущения.
Вот примерный список идей для занятий с детьми:
С 1 года:
Положите перед малышом досочку и выньте деталь. Покажите и дайте потрогать ее ручками, покрутить, повертеть, рассмотреть. Обведите пальчиком саму деталь, а так же края досочки. Назовите форму отверстия, например, это круг! Зафиксируйте внимание малыша и покажите, КАК вы вставляете деталь на место. Затем переверните доску, чтобы деталь выпала и дайте возможность малышу самостоятельно поставить ее обратно. Таким же способом научите малыша подбирать и другие геометрические фигуры к нужным формам, и пусть даже это будет ПОКА без учета цвета деталей.
Когда малыш научился подбирать форму к досочкам, задачу усложняем. Выкладываем перед малышом несколько одинаковых геометрических форм, а досочку - всего одну. Нужно показать малышу, что цвет детали должен совпадать с цветом основной формы. Обратите внимание и на фактуру деталей.
"Что не так?". Намеренно сделайте ошибки и вложите заплатки неверно. Пусть малыш самостоятельно все исправит.
Для малышей от 2,5 лет
Ваша кроха легко подбирает детали по форме, цвету? Пришло время усложнять задачу!
Скажите малышу, что его пальчики "могут видеть", только для этого нужно закрыть глазки. Когда ребенок закрывает глаза, ему проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его ручку и положите на одну из фигурок, поводите пальчиками по контуру. Спросите, понял ли он, что это за фигура? Попросите найти среди нескольких фигур, используя свои пальчики, например, круг.
Предложите малышу поиграть с чудо-кубом. Попросите перебирать на ощупь детальки и называть фигуры.
Поиграем в "Угадайку". Теперь выложите перед ребенком одну дощечку, а в кубе оставьте несколько деталей разной формы. Малышу с закрытыми глазами нужно на ощупь подобрать нужную деталь к доске. Ведь досочки не простые, на них нанесены различные фактурные материалы. Они могут быть шершавые, ребристые, волнистые, с самым необычным покрытием)))
А теперь предложите малышу подобрать заплатку, отыскивая среди фигурок разной формы, но одинаковой фактуры.
Можно подбирать не сами детальки к дощечкам, а наоборот. Ребёнку нужно пальчиками исследовать контур дощечки и ее фактуру, и определить, какой формы "окошко" (круглое, овальное, квадратное и т.д.)
"Что не так?". Теперь предложите кончиками пальцев определить, какая деталь не на своем месте.
Игра "Что пропало?". Выкладываем на стол несколько фигур и даем время запомнить. Малыш закрывает глазки, а одна фигурка "прячется". Сможет ли карапуз показать/назвать фигуру и показать какое покрытие было на ней нанесено?
А если усложнить? Складываем в куб несколько деталей различной формы и фактуры. Начните с небольшого количества (3-4 детали). Ребёнку нужно на ОЩУПЬ "посмотреть" и ЗАПОМНИТЬ, какие детали спрятались в мешке. После этого, ребёнок закроет глазки, взрослый убирает 1 деталь из мешка. Сможет ли малыш, запустив ручку в мешок, вспомнить какая деталь пропала? Это задание очень не простое, даже не все взрослые могут его осилить))))
"Найди пару". Выкладываем перед ребенком несколько досочек с вложенными заплатками, а под досочки картинки с буквами, цифрами, животными и т.д. Тематика здесь обширна. Только одно условие - каждая картинка должна быть в ДВУХ экземплярах. Открывая/закрывая заплатки, малыш должен найти все парные изображения.
"Логический ряд". Предложите ребёнку собрать воображаемые бусы. Объясните малышу, что "бусины" будем чередовать. Например, ЛЮБОЙ круг- ЛЮБОЙ квадрат - круг- квадрат -… что дальше?
Затем предложите построить цепочку из трех фигур.
Доставать фигурки из куба можно и обеими руками одновременно! Только предварительно потренируйтесь это делать не ведущей рукой, а затем пробуйте двумя. На начальном этапе это будут одинаковые фигуры, а затем можно давать инструкции типа "Достань правой рукой овал, а левой - треугольник".
Теперь положите в куб две дощечки и предложите ребенку пощупать их. Теперь из нескольких предложенных заплаток ребенок должен найти необходимые и вставить их одновременно двумя руками. Вначале можно предложить одинаковые фигуры, а затем использовать разные.
Дощечки и детальки можно использовать и в качестве трафаретов.
Чудо-куб «Сенсорика»- неиссякаемый источник самых разных игр!
В нашем детском саду такой куб есть и ребята с удовольствием развиваются, играя!