Одним из важнейших направлений развития и образования детей в современном детском саду является социально -коммуникативное развитие, которое направлено согласно ФГОС ДО на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Для выполнения данных задач актуальна технология Н.П. Гришаевой «Дети-волонтёры».Технология эффективной социализации-волонтёрство, поддерживает самостоятельность и инициативу ребёнка. Новизна в том, что волонтёрское движение организовывается в условиях детского сада.
В рамках проекта «Маленькие волонтёры или добрые дела дошколят» в подготовительной к школе группы №10 «Радуга» под наставничеством воспитателя Васильевой Марины Михайловны активно реализуется технология Н.П. Гришаевой «Дети-волонтёры».
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25 – 30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, раннее знакомство детей с электронными гаджетами, отсутствие «дворовой» социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая малышам, дети-волонтеры чувствуют себя взрослыми, у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Целью проекта «Маленькие волонтёры или добрые дела дошколят» является внедрение волонтёрской практики, направленной на воспитание духовно-нравственной личности, стремящейся к активной жизненной позицией.
Организацию волонтерского движения в условиях детского сада стали реализовывать на основе проектного метода «Твори добро». На начальном этапе реализации проектной деятельности создали условия для проведения волонтерской работы, определили темы, цели и задачи, разработали программу и план мероприятий, провели ряд бесед: "Кто такие волонтеры?", "О возможности стать волонтерами для малышей", «Что такое добро?», «Где живет доброта?», мотивировали детей на волонтерскую деятельность.
Данный вид деятельности был интересен всем участникам образовательного процесса. Он объединил воедино активных, творческих педагогов, детей всех возрастных групп, заинтересовал родителей, которые были привлечены к совместному сотрудничеству для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Наши воспитанники приняли его с большим интересом. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров возникло ощущение «взрослости», ответственности, повысилась уверенность в себе, каждый получил внутреннее удовольствие от своей работы, возникло желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания, совместным играм в группе и на прогулке, знакомили с правилами и традициями детского сада. Все это способствовало к формированию положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, доставило эмоциональную радость.
Практическую помощь оказывали через разные формы взаимодействия детей с социумом. Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом стало проведение акций: «Поздравим будущих учителей», «Поздравим любимых воспитателей с Днем дошкольного работника», «День пожилых «, «Новая столовая для пернатых друзей », «Добрые дела», «Помоги бездомным животным», «Подари радость ». Благодаря таким акциям мы произвели сбор благотворительных пожертвований для бездомных животных, изготовили кормушки, скворечники для птиц, сдавали макулатуру. Все мероприятия были направлены на то, чтобы показать детям, насколько важно делать добро и помогать остальным, проявлять заботу, сострадание, милосердие к окружающим.
Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Я считаю, что приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.
Социальная акция "Поздравим сотрудников с Днем дошкольного работника"
Социальная акция "Поздравим любимых воспитателей с Новым годом!"
Акция "Поможем малышам одеться на прогулку"