«Приёмы стимуляции речевой активности детей 1,5 до 3 лет»

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребёнка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

Для стимуляции речевой активности детей в группе раннего возраста можно использовать такие приёмы:

·         Разговор с самим собой. Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. Например, «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье».

·         Диалог – образец. Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам и даёт ответ. – Что я взяла? – Книгу. – Что это такое? – Книга.

·         Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, берёт, видит, слышит.

·         Провокация или искусственное непонимание ребёнка. Например, взрослый временно становится «глухим». «Я не понимаю, что ты хочешь взять – мишку, куклу или машинку.»

·         Распространение. Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения к повторению.

·         Выбор. Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?»

·         Поручения

·         Опосредованное общение

·         Игры с природным материалом. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции, то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

·         Продуктивные виды деятельности. (лепка, рисование, аппликация, конструирование). Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности (забыли положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка попросить недостающее, т.е. проявлять инициативу.

·         Музыкальные игры. Например, шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять ребёнку возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка.