ЗРР отличается от более тяжёлых форм недоразвития речи тем, что малыш прекрасно понимает обращённую к нему речь, не путается в значении похожих по звучанию слов. То есть развитие речи ребёнка при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, соответствуя уровню речи младшего возраста.
В чём причина?
Причины задержки речи могут быть разными. Например, сильная болезнь или токсикоз мамы во время беременности (особенно в период от 4 недель до 4 месяцев, когда у плода идёт формирование мозговых структур), родовая травма, асфиксия во время родов, серьёзные заболевания и травмы в первый год жизни.
Ещё одним фактором задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, изолирован. Или же, наоборот, перегружён занятиями, развлечениями. Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказываются на речевом развитии ребёнка, которому достаточно мимики, жеста для общения со взрослыми: те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи у малыша не возникает.
С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения малыша к речи. Рассказывайте обо всём, что он видит или делает. При этом не перегружайте
обо всём, что он видит или делает. При этом перегружайте свою речь сложными предложениями, непонятными ребёнку словами
Уделяйте внимание развитию глагольного словаря: где собачка стоит, а где сидит? Где зайчик прыгает, а где спит? Не обойтись без понимания слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (где дом, а где домик?) и форм единственного имножественного числа (где сто, а где столы? Где мяч, а где мячи?).
Упражнения для развития дыхания
«Снег»
Возьмите вату, порвите её на мелкие снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая метель.
«Кораблик»
Сделайте из бумаги кораблик. Опустите в наполненную водой раковину или кастрюлю и дуйте на него по очереди, чтобы кораблик плавал в гости от одного к другому.
«Ветерок»
Возьмите свечки для торта, воткните в пластилин и задуйте. Попросите малыша задувать каждую свечку по отдельности, а потом все сразу. Это поможет ему научиться контролировать интенсивность дыхания.
«Концерт для духовых»
Детские и сувенирные дудки и свистульки – отличный тренажёр. Попросите малыша выдувать короткие и длинные звуки.
«Охота»
Сначала вы говорите тихо-тихо несколько знакомых малышу слов, и он также тихо повторяет их за вами. Потом вы кричите громко-громко те же слова и просите малыша прокричать их. Упражнение можно выполнять не только по очереди, но и хором. Оно способствует развитию силы, высоты и тембра голо
Шевелим…пальчиками
Развитие мелкой ручной моторики напрямую связано с развитием речи.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука развивается раньше и «тянет» за собой развитие речи.
С самого раннего возраста, уже на втором-третьем месяце жизни малыша, старайтесь почаще. Между делом, делать массаж ручек. Просто поглаживайте, иногда слегка надавливайте ладошку, перебирайте крохотные пальчики, нежно массируйте подушечки пальцев.
Для развития моторики прекрасно подойдут мозаика, конструкторы, кубики, пазлы, лепка из пластилина. Учите малышей застёгивать пуговицы, завязывать шнурки.
Играйте с ребёнком в подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси»), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Малышам-молчунам полезны игры «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» - они развивают слуховое внимание.
Повод для тревоги
Не нужно сравнивать своего малыша с другими и расстраиваться из-за того, что ваш малыш молчит, а его ровесник шпарит, пусть и картавя, наизусть стишок Маршака. (Кстати, звание нескольких стишков в раннем возрасте вовсе не означает, что ребёнок гениален, как это иногда кажется родителям. Автоматическое запоминание ритмичных строчек, конечно, полезно, но вовсе не свидетельствует о богатом словарном запасе).
Волнение могут вызвать следующие проблемы:
в 3 месяца ребёнок не поворачивается, когда вы обращаетесь к нему;
с 4-7 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своём лепете звуков «п», «б», «м».
в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослыми слов, не оборачивается, когда его окликают, не имитирует звуки взрослой речи;
с 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
в 2-3 года путает понятия «вверх», «вниз», не может выполнить последовательно две команды («Подними мячик и дай его мне!»), составить фразу из 2-3 слов;
в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?». Его не понимают посторонние, он употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.
Малыш гулил. Лепетал и даже почти болтал, но вдруг… замолчал. Стоит обратиться к специалистам (неврологу или логопеду). Иногда такая «остановка» может сигнализировать о нарушениях слуха или о неврозе.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
«Лягушка»
Растягиваем рот «до ушей» и держим 5-7 секунд. Чередуем со
«Слоником»
Вытягиваем губы дудочкой, как хобот у слона, на 5-7 секунд. Эти два упражнения, кстати, весьма полезны и для мамы, поскольку помогают бороться с мимическими морщинами.
«Варенье»
Представим, что вы поели вкусное бабушкино варенье, а теперь нужно медленно облизать губы. Важно, чтобы язык был расслабленный и двигался от одного уголка рта к противоположному. Сначала верхняя губка, потом нижняя.
«Блинчик»
Высовываем расслабленный язык максимально вниз, буквально кладём на нижнюю губу. Замираем на 5-7 секунд, потом «съедаем». Представим, что наш рот – это пещера. Открываем губы – ворота и смотрим на стражников – сомкнутые зубы (5-7 секунд). Открываем широко, но свободно, без усилий рот, видим обитателя
пещеры – язык, который сначала знакомимся со стражниками (облизываем зубы), потом закрывает ворота (облизываем губы).
Ребёнку исполнилось полтора года. Он весел и активен, всё понимает, развит «не по годам». Но… молчит. Как рыбка, или довольствуется несколькими словами. Что происходит с малышом, и что делать родителям?
Речь – это высшая психическая функция, свойственная только человеку, которая формируется постепенно и планомерно. В 2-3 месяца начинается гуление, своеобразная тренировка дыхания и развитие интонационной системы языка; в 4-6 месяцев появляется лепет, малыш пытается соединить отдельные звуки, тем самым готовясь к своеобразию, к 12-14 месяцам появляются первые слова.
2-2,5 года – переломный период в развитии. Малыш накопил большой пассивный запас слов, его органы артикуляции окрепли. В это время происходит скачок в развитии речи – первые фразы, предложения из трёх и более слов. Многие родители рассказывают о «чуде»: ещё неделю назад малыш произносил отдельные слова, а сегодня новые слова льются из него, как из рога изобилия.