Консультация для воспитателей Фоминой З.В. "Развитие крупной и мелкой моторики у детей"

Развитие крупной и мелкой моторики детей.

Сегодня воспитатель Фомина З.В. провела консультацию для воспитателей на тему «Развитие крупной и мелкой моторики детей».

Физиологи понимают под словом «Моторика» двигательную активность организма или отдельных органов, последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения определенной задачи. Дети развиваются в двух основных сферах – это крупная и мелкая моторика. Каждую зону необходимо учитывать при оценке того, как ребенок развивается.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость». Мелкую моторику развивает все, что мы делаем руками.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики.

Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области.

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Навыки мелкой моторики требуют большей точности и координации. Каждый раз, когда ребенок берет в руки карандаш, играет с мелкими игрушками, трогает свой нос или ест, он это делает при помощи мелких моторных навыков. Эти навыки кажутся простыми для взрослых, но требуют концентрации от детей.

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять!

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и

разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также

предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны); специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из счетных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и

др.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие

принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов.

Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики.

Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики. Крупная моторика отвечает за движение и включает действия, связанные с движением крупных частей тела. Бег, прыжки, лазание, метание, умение стоять, сидеть – это примеры крупных моторных навыков. Дети используют большие группы мышц и перемещают большую часть или полностью тело, когда используют свои двигательные навыки.

Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.

Одно из самых распространенных заблуждений педагогов в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей. У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным.

Задача воспитателя воспитать у детей потребность в движении. Если в группе не делают разминку утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными. При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности. При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Педагогу важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр. Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.

Подвижные игры, направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Существует несколько различных факторов, которые влияют на развитие моторики: рост ребенка, окружающая среда, генетика, мышечный тонус. Рассмотрим каждый их этих факторов.

Рост ребенка. Как дети растут и учатся, так и их способности выполнять несколько действий со своим телом и понимать действия улучшаются. Это может зависеть от возраста и роста.

Среда. Окружение ребенка имеет большое влияние на развитие его двигательного навыка. Например, если с ребенком часто играть на улице, в парке или других местах, где он может лазать, бегать и играть, его крупная моторика будет развиваться быстро. Кроме того, мелкая моторика улучшится, если ребенок будет держать и трогать мелкие предметы, сам кушать, а также рисовать.

Генетика. На ребенка влияет как генетика родителей, так и собственная генетика. Если есть генетические недостатки, ребенок может иметь более низкие темпы развития моторных навыков. Например, если у ребенка слабый мышечный тонус или проблемы со здоровьем, он вероятно, будет развиваться медленнее, чем здоровые дети его возраста.

Мышечный тонус. Как уже упоминалось, тонус мышц может влиять на моторику. Чем сильнее ребенок, тем у него больше способностей для движения и контроля своего тела. Если развитие мышц слабое, развитие моторных навыков будет происходить медленнее.

С каждым новым этапом тело ребенка достигает физической способности выполнять определенные задачи. Помощь в развитии моторики даст дошкольнику навык двигательной активности – он станет лучше выполнять физические задачи, которые соответствуют возрасту.

Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем, проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.

Здоровье ребенка в наших руках!