Использование светового стола для рисования песком как одно из направлений в коррекционной работе учителя-логопеда
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами:
чем больше мастерства
в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Одним из направлений коррекционной работы логопедического пункта нашего детского сада является использование песка для развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.
В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, что очень благоприятно влияет на развитие речи ребенка. У детей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями), также обучается грамоте. Песочная терапия способствует обогащению словарного запаса; развитию навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком; совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями, развитию фантазии и образного мышления совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить, а так же активно развивается речь и обогащается словарный запас. Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно – речевом развитии детей.
В данной технике рисования ребенок успешно использует все пальцы и ладони обеих рук, действует ими поочередно или одновременно. Известно, что речь ребенка во многом зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому этот вид деятельности наиболее способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, а правое отвечает за эмоциональную окраску и интонацию устной речи.
В работе с песком использую различные виды техник рисования, которые осваивают наши воспитанники в процессе работы с песком: кулачком, ладонью, ребром большого пальца, пальцами (щепотью), мизинцами, рисование одним пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, рисование по трафарету, использование предметов.
Материалы, используемые при рисовании песком на световом столе – это различные трафареты, сито, трубочки для выдувания рисунка, камушки всевозможные и т.д.
Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. По утверждению специалистов парапсихологов песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
учитель – логопед Бугаева Анна Александровна