В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется владение знаниями, умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
Как отмечал В. Сухомлинский прежде чем давать детям знания, надо научить их думать, воспринимать, наблюдать. В свою очередь наблюдательность, любознательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире являются важнейшими чертами детского поведения, так как ребёнок по своей природе исследователь. А исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Задача педагога – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать, и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
В нашем детском саду организация исследовательской деятельности методом экспериментирования занимает одно из важнейших мест. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
А самое важное, что детское экспериментирование помогает формированию самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Одним из условий решения задач по экспериментированию в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает ребенка уже с первых минут его жизни и оказывает на него влияние. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В каждой группе оборудован экологический уголок, где имеется мини-лаборатория. При оборудовании мини-лаборатории старались учитывать такие требования, как доступность расположения, безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность и разнообразность материала. И она у нас постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством описаний проведенных детьми опытов.
Таким образом, радует, что участие детей в познавательно-исследовательской способствует повышению их познавательной активности. Они задают больше вопросов, активно проявляют интерес к предметам окружающего мира, устанавливают связи между свойствами предметов и их использованием.
Главное, чему учатся дети - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления.
Вашему вниманию предлагается посмотреть фотоматериалы образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Невидимка воздух" в старшей группе №10 "Радуга".